meteliy (meteliy) wrote,
meteliy
meteliy

Диалог с Фрояновым (39)

          Игорь Яковлевич, продолжается пропаганда и популяризация фильма Павла Лунгина «Царь». Совсем недавно он был представлен на кинопремию «Золотой Орел» среди лучших игровых фильмов года. По сообщениям СМИ, планируется демонстрация «Царя» во Франции. Чем Вы можете объяснить такое внимание к фильму? Что Вы можете сказать о нем вообще?

          В русской истории XVI век (особенно период правления Ивана Грозного) занимает одно из ключевых мест. Это было время, когда в России сложилась самодержавная власть и централизованное государство, значительно расширилась территория страны и началось приращение ее Сибирью, завершившееся выходом наших предков к берегам Тихого океана, когда Русь стала превращаться в многонациональную державу – Российскую Империю. Во многих отношениях то было начало многовекового исторического пути России, прерванного вследствие Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Не случайно эпоха Ивана Грозного вызывала и вызывает неослабевающий интерес со стороны ученых-историков, писателей, поэтов, драматургов, художников, композиторов, деятелей театра и кино. Высока мера ответственности всех, кто берется представить на суд общественности свое представление об этой эпохе, служащей своего рода ключом к познанию дальнейшей нашей истории и потому органически с ней связанной. Следовательно, столь серьезная ответственность проистекает из того, что, рассуждая о временах царя Ивана, мы судим о целом пласте русской истории, составленном из нескольких веков.          

       К сожалению, это не всегда и не всеми осознается. Примером здесь является кинорежиссер и постановщик П.С.Лунгин и его фильм «Царь». Этот фильм вместе со своим автором не заслуживал бы внимания (настолько он бездарный с художественной точки зрения), если бы не одно существенное обстоятельство – рекламный ажиотаж, поднятый вокруг него. Так изначально «Царь» Лунгина приобрел идеологическую направленность, ничего общего не имеющую с художественным творчеством. По-видимому, он и создавался с этой целью, о чем свидетельствует его реклама, искусственно и намеренно раздуваемая либеральной средой. «Царя» показали (правда, вне конкурсной программы) на последних кинофестивалях в Каннах и Москве, широким прокатом он прошел по России, выдвинут как лучший игровой фильм на кинопремию Золотой Орел, в день Рождества Христова (не нашли более подходящий момент!) Первый канал Российского телевидения показал его своим зрителям, а сейчас, как явствует из сообщений СМИ, демонстрируется во Франции. Все это мало соответствует художественным достоинством фильма. Чем же привлекательна эта кинолента для ее пропагандистов? Ответ один – идеологией, бросающей тень на новую историю России. Идеологическая начинка видна уже в названии кинокартины – «Царь». Возникает вопрос, почему данное название не соединено с именем Ивана Грозного, которому посвящен кинофильм? Ведь, по рассказу П.Мамонова, снимавшегося в главной роли, фильм сперва назывался «Иван Грозный». Стало быть, на выходе частное наименование «Иван Грозный» претерпело изменение, став общим и безличным «Царь». В чем смысл замены конкретного царя на институт царства. Ответ ясен – облить придуманной грязью и кровью правления Грозного российскую высшую власть в лице царствующих государей, убедить зрителей в том, что российское самодержавие рождалось в насилии, жестокости и крови. Хотел того Лунгин или нет, но он совершил антироссийскую акцию, требующую публичной реакции.
         Вообще киноэкран Лунгина буквально залит кровью, напичкан садизмом психически нездорового царя. В этом жутком кровавом вихре путается зрительское сознание, и невольно в душу закрадывается мысль – благополучен ли психически сам режиссер фильма и не свой ли внутренний мир он выплескивает наружу. Что бы то ни было, но выдержать это нормальному человеку, порою, не по силам. Даже П.Мамонов взмолился. По его признанию, в фильме «поначалу было очень много жестоких сцен, мы поговорили и некоторые из них из сценария вычеркнули. Я не хотел столько ужаса, а кино все-таки  страшное получилось…». Да, кино получилось страшное настолько, что по завершении сеанса никак не можешь уразуметь, где кончается Иван Грозный, а начинается Павел Лунгин, и наоборот.
        Этот кровожадный фильм замешан на исторической неправде, невежестве, а то и попросту – на лжи. Например, голос за кадром, предваряющий фильм, объявляет митрополита Филиппа другом детства царя Ивана, каковым он никогда не являлся, поскольку был старше государя на 25 лет. И это отнюдь не невинная ошибка. За ней скрывается стремление сразу же выставить Грозного в невыгодном свете как человека, для которого нет ни дружбы, ни привязанности, ни прошлого. Такова ложная идейная “интродукция” произведения Лунгина, а затем следует, так сказать, “рондо-каприччиозо”, нудно повторяющее бесчеловечные сцены царствования Ивана. И чего тут только не напихано. Лунгин не пощадил даже религиозное чувство русских, выдумывая сцены распятия людей по приказу Грозного и поджогу святых церквей. Он унизил и профанировал тем самым православный животворящий Крест и русскую православную апостольскую Церковь. Павел Семенович, «како веруеши»?..



Tags: Лунгин, Фроянов, Царь
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments