meteliy (meteliy) wrote,
meteliy
meteliy

И.Я.Фроянов. Молитва за Россию.

ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ – ВОПРОС ВРЕМЕНИ? 

– Недавно по решению Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО, президента и правительства России отмечалось пятисотлетие Судебника Ивана III – первого свода законов Русского государства. Почему, Игорь Яковлевич, этой годовщине было уделено столь серьёзное внимание – только из уважения к прошлому?

– Не только. На мой взгляд, исторический процесс неделим и непрерывен, и при внимательном изучении истории всегда можно в настоящем найти элементы прошлого. А если взор у историка зоркий, то он заметит в настоящем и формирующиеся элементы будущего. Поэтому обращение к минувшим эпохам может иметь назидательный характер. В частности, если речь вести о Судебнике, то он нам подаёт три очень существенных примера. 

В нём заложены идеи, которые весьма актуальны в данный момент. В первую очередь – идеи единства страны и государства. На фоне нашей дезинтеграции и сепаратизма это выглядит достойным подражания.

– Даже идея объединения страны «железом и кровью», которое имело место в то время?

– Что значит «железом и кровью»? Это в значительной мере преувеличено. Были люди, очень заинтересованные в объединении с Москвой. Были и другие, которые часто из своих корыстных побуждений препятствовали этому объединению. В княжествах и землях, которые Москва объединяла, была ведь своя правящая верхушка, элита, заинтересованная в сохранении независимости, самостоятельности. Прежде всего с точки зрения своих групповых, корпоративных интересов. То же самое мы наблюдаем сейчас в России. Так что идея единения, содержащаяся в Судебнике, весьма для нас поучительна.

Второй пример. Несмотря на то что Иван Третий олицетворял собой монарха самодержавного, абсолютного, тем не менее его власть опиралась на самодеятельность земских сил. И это в Судебнике очень наглядно проиллюстрировано предписанием участия в княжеском суде старост и «лучших людей». Без них осуществлять суд княжеские чиновники не имели права. Для нас, может быть, сейчас это выглядит несоединимо – самодержавная неограниченная власть и самодеятельность земских сил. Но это реальность. И это тоже пример – нынешняя Россия очень нуждается в сильной, жёсткой, я бы сказал даже жестокой власти. Но вместе с тем, об этом и Солженицын много говорит, надо внимательнейшим образом отнестись к местной, земской самодеятельности.

Третий, тоже очень важный для нашего времени пример. В статье первой Судебника говорится о том, чтобы княжеские судьи никаких посулов, то есть взяток, при отправлении суда не брали. С этого начинается документ, понимаете! И вот я поставлю риторический вопрос: актуальна ли для нашего времени эта идея Судебника?

– Пусть каждый сделает вывод сам.

– Пусть.

Правомерно ли увязывать с годовщиной Судебника годовщину Российского государства, как это делается сейчас, ведь тогда, в 1497 году, большинства нынешних российских земель в составе России ещё не было?

– Конечно, ограничивать русскую государственность пятью столетиями нельзя. Развитие российской, русской, славянской государственности началось более чем на пятьсот лет раньше. Но, с другой стороны, Судебник 1497 года является первым законодательным сборником, действовавшим в рамках единого государства. Возникнув, это объединение не прерывалось, развивалось, и в конечном счёте то государство, которое сложилось во времена Ивана Третьего, трансформировалось в Российскую империю. Российская империя – в СССР, с некоторыми потерями, а СССР – в Россию, с очень существенными потерями российской территории.

Российской территории?

– Да, потому что это была Российская империя, Российское государство. И когда говорят о том, что эти территории не имеют отношения к России, это неверно. Это русские, российские территории.

Вы не боитесь, что вас назовут империалистом за то, что вы Кавказ, Среднюю Азию, Прибалтику относите к России?

– Я не боюсь, что меня назовут империалистом. Империя – это форма бытия народов, объединённых в единое государство. Она не изобретена искусственно, она сложилась историческим путем, и нельзя говорить, что только сила, кровь и железо создавали империю, это будет очень большой неправдой. С Ивана Третьего уже пошли ходатаи о приёме малых земель под руку Великого князя московского.

Вот я могу привести пример, связанный с грузинским князем Александром. В 1492 году в Москву приехали два посла от этого Александра и вручили государю грамоту. В этой грамоте Александр именует себя «меньшим холопом» государя.

Холоп сейчас в нашем понимании – это нечто очень недостойное, презренное, а тогда термин «холоп» означал службу. То есть Александр подаёт себя человеком, который служит государю или готов служить ему. Самого Ивана он осыпает льстивыми словами: «христианская еси надежда», «всем еси государям прибежище, всем еси государям закон», «законной земли грозный государь» и так далее. Среди восторженных аттестаций привлекает своей, как мне кажется, исторической реалистичностью одна: «всем еси государям прибежище». Очень точное выражение.

В самом деле, Россия стала прибежищем для народов, истребляемых и теснимых врагами, нашедших спасение под рукой российских самодержцев. И вот эта миссия Руси уже была ясна современникам Ивана Третьего. И поэтому Русское государство, единое Русское государство с самого начала формировалось как многонациональное.

– То есть вас не обидят слова «профессор Фроянов – русский империалист»?

– Есть сейчас, конечно, в этих словах и негативный какой-то смысл. Но вместе с тем есть и позитивный. Когда в одном государстве объединяются различные национальности – что в этом плохого? И с этой точки зрения Российская империя – форма бытия многих народов, объединившихся в рамках одного государства.

Ни один из народов, вошедших в состав Российской империи, не погиб. А вспомните, как распространяли своё господство на восток немцы. Многие племена, занимавшие прибалтийские земли, были ими полностью истреблены или ассимилированы.

Российское государство возникло естественным органическим путём, его нельзя сравнивать с другими империями, которые имели заморские колонии. У нас единая, органически спаянная территория. И образование её в значительной степени обусловлено было давлением с Востока и с Запада.

– Вы знаете, что сегодня в школах дети изучают историю своего государства по нескольким учебникам. И одни и те же события порой освещаются там по-разному. А возможно ли создание учебника истории, который приняло бы большинство людей?

– Может быть учебник, который ближе к исторической правде, а может быть совсем от неё далёкий. Может быть учебник фактов. А может быть учебник трактовок.

– А сегодня в школах, вузах да и в повседневном обиходе какая тенденция преобладает?

– Тенденция трактовок. И трактовок отнюдь не строго выдержанных в соответствии с фактами. Мы сейчас много наблюдаем исторических подделок, ориентированных на обработку сознания, с тем чтобы примирить с происходящим.

Для примера можно взять публикации, связанные с аграрной реформой Столыпина. Реформа была ориентирована на разрушение общины, которая ещё не исчерпала себя и поэтому активно сопротивлялась. И ликвидировать её так и не удалось, несмотря на мощное давление, которое осуществляли властные структуры. Не случайно реформой занимались силовые структуры и ведомства, включая МВД, и оценивали деятельность местной администрации по количеству вышедших из общины. И если процесс выхода был недостаточным, то администраторов наказывали, за массовость – поощряли. Не напоминает ли вам это что-либо из советской практики?

– Вы упомянули, что историк может увидеть в настоящем и прошлое, и будущее. Каким же вы видите это будущее?

– Мне кажется, что в перспективе интеграционные процессы усилятся, а отпавшие земли снова вернутся в лоно единого государственного образования. Не смогут они сами существовать.

– То есть Россия для бывших советских республик предстанет как меньшее зло?

– Их в этом убедит жизнь. К тому же ведь есть ещё двадцать пять миллионов русских за рубежом, вы думаете, они забудут свою страну? Если забудут, это будет уже патология. Эта нация погибнет.

Но я верю в чувство самосохранения народов. И это, мне кажется, есть фундаментальная основа для восстановления распавшегося единства. 

 

Беседу вёл Владимир ХОЗИКОВ
Санкт-Петербургские ведомости. 1998. 16 января
стр.283-288



Tags: Россия, империя, статьи
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments