meteliy (meteliy) wrote,
meteliy
meteliy

И.Я.Фроянов. Молитва за Россию.

ПРАВДА И ЛОЖЬ О РУССКОЙ ИСТОРИИ 

Общественность Татарстана обратилась к президенту Путину с просьбой об отмене празднования 21 сентября Дня победы русского народа во главе с блгв.вел.кн. Димитрием Донским над татаро-монголами в Куликовской битве в 1380 г., т.к. это оскорбляет чувства татарского народа.  

История государства Российского... Как глубока она и как наполнена великим духовным смыслом. Постичь ее пытались многие исследователи. Наша история сегодня – еще одно поле незримой духовной борьбы за души и умы людей. Об этом наша беседа с доктором исторических наук, профессором, завкафедрой русской истории, деканом исторического факультета Санкт-Петербургского университета, автором таких книг, как «Мятежный Новгород», «Древняя Русь», «Рабство и данничество», «Былинная история», «Октябрь семнадцатого», «Киевская Русь», «Погружение в бездну» Игорем Яковлевичем ФРОЯНОВЫМ.

Что побудило вас – исследователя древнерусской истории к серьезному анализу современного общества?

– Как русский человек, гражданин России, я не могу безразлично наблюдать за тем, что у нас происходит. А именно, равнодушно относиться к гибели великой страны. А ведь Россия расчленена. Осталось ядро российское, которое тоже под угрозой расчленения. Это и побудило меня, как историка, выполнить свой гражданский долг – честно показать в своих исследованиях правду и ложь о русской истории.

– Сегодня история российская часто извращается. И вы также не могли оставить это без внимания. Кому это выгодно?

– Выгодно нашим давним противникам. У России, как писал Иван Ильин, есть серьезные закулисные враги, которым не давала покоя слава и могущество великой державы. Их планы обнаружились уже в начале ХХ века. Это планы «мирового сообщества», прежде всего, Запада. Наиболее показательно то, что Версальский договор 1919 года содержит специальный раздел, посвященный России и государствам на ее территории. По нему предполагалось отторгнуть от России Прибалтику, Украину, Белоруссию, Кавказ, Среднюю Азию. Американцы приехали на Парижскую конференцию (1919-20) со своим планом расчленения России. Русскому народу они отводили лишь Среднерусскую возвышенность. Западная Сибирь и Дальний Восток отторгались. Этот план оказался в реальном документе – мирном договоре. Все говорит о серьезности данных планов, была полная уверенность, что с Российской Державой покончено. Но история распорядилась по-своему. После октябрьской революции при коммунистическом режиме все же государственность была сохранена. Но... я считаю, что мы в условиях социализма не жили, мы лишь шли к нему...

– ... И пришли к «демократии». Насколько она исторически оправдана для России?

– Если брать эпоху Киевской Руси, мы увидим примеры того, что общие проблемы решало Вече – народное собрание. Существовали объединенные общины, и многие вопросы решались соборно. Сегодня же нет того, что можно в полной мере назвать «властью народа». Все это только пустые разговоры. Так называемая «демо-кратическая представительная власть» приобрела поистине демо-нические черты, плоды чего мы сейчас и пожинаем. Исторически в основе соборности лежит стремление к единению. В древней Руси играли роль такие факторы, как природа – очень суровые природные условия, в которых в одиночку было не выжить. Другой фактор – постоянная внешняя опасность, готовность к отражению нападения с Запада и Востока. Колонизация – очень существенный фактор в отечественной истории, что было делом целых общин. И, в первую очередь, тысячелетняя православная вера. Она всегда была основой объединения славян.

– Такие понятия как «православие-самодержавие-народность» были теми тремя китами, на которых держалась русская государственность...

– Именно самодержавие, так как между самодержавием и монархией есть существенная разница. Начиная с Петра I, самодержавие постепенно стало превращаться в монархию западного типа. И это, в конечном счете, тоже привело к крушению.

– Ваша книга «Октябрь семнадцатого» посвящена светлой памяти митрополита Иоанна. Какое влияние оказала эта личность на вас и ее значение в истории нашей...

– Митрополит Иоанн был у нас на факультете. Я почувствовал свет, идущий от этого человека. И не только я. Вы бы видели студентов, которые ждали его в аудитории! Когда он вошел, все встали, воцарилась такая тишина, которой обычно в студенческих аудиториях не бывает. Слушали смиренно, с огромным вниманием. Митрополит Иоанн – великий деятель нашей отечественной истории, одна из опор русского величия. Я сравнил бы его значение в русской истории с Патриархом Гермогеном.

– На каком уровне ведется преподавание истории в школах?

– На очень неудовлетворительном. В систему школьного образования вторгаются инородные силы, которые заказывают подготовку учебных пособий, учебников, написанных с подачи определенных сил, способствующих изменению вектора образования нашего народа. Искажается история, таким событиям, как Великая Отечественная война уделяется все меньше внимания. Например, в учебнике дня средней школы Кредера говорится, что судьба войны решалась не на Восточном, а на Западном фронте, принижается роль наших полководцев, воинов. Сейчас готовится реформа образования, по которой из учебных планов изымаются многие славные страницы русской истории и великие произведения классической литературы, такие как

«Евгений Онегин» и другие. На авансцене сегодня – западный образ жизни, американизация. Отчего это происходит? Перестал ли народ уважать себя, свою историю? Сегодня наблюдается явственное расхождение между властью и народом, начавшееся еще с петровских времен. Народ представляет собой одну силу, государственная элита – другую. Этой элитой заправляют влиятельные представители зарубежья.

– Каков главный урок войны в Чечне?

– Это война государства с собственным народом. Я так это воспринимаю. Ни русскому, ни чеченскому народу она не нужна. Она была начата с целью раздробления российского многонационального ядра.

– Церковь и государство. Каково взаимодействие этих двух систем? Должна ли быть, на ваш взгляд, Церковь отделена от государства?

– Русская Православная Церковь должна как можно ближе находиться к государству. И мы все должны прилагать огромные усилия, чтобы поддерживать Церковь нашу, так как она является последней национальной опорой. Поэтому и испытывает натиск недругов православия, как организация, способная именно сегодня, как никогда, сплотить людей.

– Ваше отношение к экуменизму.

– Самое отрицательное. Отстаивая чистоту православной веры, мы отстаиваем русский народ. Процесс же «глобализации» с Западом не дает нам шансов на будущее.

– Прошла канонизация царственных мучеников. Каково историческое значение этого события?

– Я как историк не занимался специально этим вопросом. Но скажу, что если произошло ритуальное убийство, то эта канонизация не только исторически оправданна, но и очень необходима в наших условиях.

– Должно ли уделяться внимание в ВУЗах церковной истории?

– Безусловно. Мы сейчас открываем кафедру истории христианства. Заключили договор о сотрудничестве между историческим факультетом и Санкт-Петербургской духовной академией и семинарией. Этот договор предполагает обмен преподавателями, проведение совместных научных конференций, выпуск совместных изданий. В рамках договора архимандрит Никон прочитал уже второй лекционный курс. Первый был посвящен русским православным святым в отечественной истории. Сейчас завершается курс о христианских конфессиях. Эти лекции пользуются большим вниманием наших студентов. Наши преподаватели также читают лекции в духовных школах. Этот договор о сотрудничестве получил благословение Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II, который на рапорте ректора Духовных школ епископа Константина начертал: «Считаю полезным заключить договор о сотрудничестве между Духовной академией и семинарией и историческим факультетом Санкт-Петербургского Государственного Университета».

– Ваша последняя книга называется «Погружение в бездну». Какой Вы видите Россию в будущем?

– Если исходить из исторического опыта, мы видим, что Россия всегда преодолевала смуты. Прежде всего, за счет нашего национального духа. Были периоды полных разрушений. К примеру, после войны нам предсказывали долгие десятилетия восстановления. Страна была возрождена за два десятка лет. Это наша исторически врожденная способность к сплочению. Как только у страны будут лидеры, ориентированные на сохранение традиций русского народа, его корней, возрождение его самосознания, Россия возродится.

– Ваши творческие планы...

– Они связаны с изучением древнерусской истории. Пишу книгу о зависимых людях Руси IX-XV веков. Хотелось бы, если Бог даст, написать книгу, посвященную религиозно-политическому кризису в России конца XV – начала XVI веков. Это очень интересная тема, изучение которой многое может прояснить в современном обществе. Но все в воле Божьей.

– Игорь Яковлевич, каково ваше личное отношение к вере?

– Скажу так. Я никогда не был атеистом. Посещаю церковь, бываю в храме духовной Академии.

Помоги Господь в ваших трудах во благо России. 

С гостем встречалась  Ольга БАБУРИНА
Православный Санкт-Петербург. 2001. № 6 (110)
стр. 350-355

 
Tags: русская история, современность, статьи
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments