meteliy (meteliy) wrote,
meteliy
meteliy

о разговоре Путина об истории России с сибирскими студентами

           «Каждый из вопросов, заданных Путиным, заключает в себе большую и серьезную проблему. Поэтому при ответе на эти вопросы невозможно ограничиться несколькими словами. Что же касается самого Владимира Путина, то он, насколько мне помнится, неоднократно говорил, что его интересует история. Однажды его спросили о том, кто является его любимым историческим героем, кого бы он выделил в русской истории. Он назвал Петра Великого. Здесь, по-видимому, Путин следовал за Ельциным, который тоже выделял Петра I, называя его своим любимым историческим персонажем. Сам факт акцентирования внимания на беспокойном Петре, каким был первый русский император, в определенной мере характеризует и мотивы деятельности как Ельцина, так и Путина. В основе этих мотивов лежит историческая, если можно так выразиться, чрезмерная напористость. Петр I - прямая противоположность своему отцу - Царю Алексею Михайловичу «Тишайшему». Эта напористость, понимаемая как суперактивность, видимо, присуща внутренним потенциям наших двух последних руководителей, я имею в виду Ельцина и Путина», - заявил в интервью «Русской народной линии» профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Игорь Яковлевич Фроянов в связи с обнаружением у премьер-министра Владимира Путина интереса к истории России.

         Как сообщает сайт премьер-министра России, председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин встретился со студентами и аспирантами Сибирского федерального университета. Беседуя со студентами, премьер, в частности, признался, что его интересует история нашей страны. «Потому что планета, конечно, большая, но у нас самая большая страна в мире. Как она развивалась? Каковы интеллектуальные, духовные основы формирования такой огромной страны, как наша? Ее отличие от других стран? Какие-то общие вещи... Что нас объединяет с современной цивилизацией?» - задается вопросом глава правительства России. 

          «Что касается того, - продолжил свой комментарий Игорь Яковлевич Фроянов, - как создавалось наше государство и почему оно стало таким великим в политическом, духовном и территориальном плане, то надо сказать, что создание нашего государства шло в напряженнейшей борьбе с атакующими нас народами. Эта борьба была в основном оборонительной. Если проследить нашу историю на протяжении многих веков, то красной нитью проходит оборонительная политика от наступающего со всех сторон враждебного внешнего мира. В противодействии агрессии со стороны и создавалось огромное российское государство, складывалось геополитическое пространство, обеспечивавшее безопасность русскому этносу и русскому государству. Данный фактор, так или иначе, сохраняет свое значение и по сей день. Мы не можем говорить о том, что сейчас вступили в период всеобщего мира, что нам никто не угрожает, что никто не зарится на наши природные богатства, на наши земли. Нет, борьба только приняла другие формы. Искусство наших государственных политических деятелей заключается в умении за внешней благопристойностью и видимым благополучием видеть те угрозы и опасности, которые сейчас возникают перед Россией. А эти угрозы и опасности, по моему глубокому убеждению, будут постепенно возрастать, потому что человеческая цивилизация, на мой взгляд, вступает в полосу нестабильности. Эта нестабильность будет только обостряться. В итоге очень вероятно то, что современный мир окажется перед перспективой войны всех против всех».

         «Что касается второго вопроса Путина относительно того, каковы интеллектуальные, духовные основы формирования такой великой страны, как наша, то, разумеется, создать подобное государство, не обладая особыми качествами, русский народ не сумел бы. Эти качества характеризуются чрезвычайной активностью, выносливостью, терпением, я бы даже сказал - долготерпением, умением правильно понимать и оценивать ситуацию, способностью выдвигать из толщи народной политиков весьма талантливых, одаренных. Все это в совокупности способствовало созданию большого в территориальном отношении государства. Но процесс формирования этого государства был бы в чрезвычайной мере затруднен, а, может быть, даже невозможен, если бы русский народ не обладал свойством не покушаться на основы бытия других народов, умением считаться с жизненными интересами других народов, способностью соединять народы, не посягая на их самобытность, а, напротив, сохраняя ее. Это и стало важнейшим условием успеха в деле создания российского государства», - считает известный русский историк. 

      «Теперь что до отличий нашего государства от других стран, - продолжил он. - Прежде всего, нас отличает от других доверие к носителям высшей власти, неистребимая, неискоренимая вера народа в своих властителей. Это чувство, воспитанное веками. Оно возникло в процессе исторического развития, в основе которого лежал так называемый государственный патернализм. Государство не отделяло себя от народа, а наоборот - соединяло себя с ним, входя во все его заботы и жизненные интересы. Это одно из важнейших отличий нашей истории от истории народов Запада. Там государственная власть являлась и является своеобразным внешним атрибутом общества. У нас наоборот - государство в некотором роде находится в органическом единстве с обществом. Отсюда и вера нашего народа в правителей. Посмотрите, как люди встречают наших руководителей. Казалось бы, жизнь очень сложная, трудная, деятельность наших руководителей нередко разочаровывает, кажется, что они действуют наперекор даже национальным интересам страны. Но, тем не менее, когда наши люди встречаются с руководителями страны, они испытывают что-то вроде повышенного энтузиазма, эмоционального подъема (встречи с погорельцами не в счет). Таким образом, я вижу коренное отличие русской истории от истории других народов в отношениях между народом и государством. Старые традиции, на основе которых возникло это единение, эта гармония народа с государством, в настоящее время подвергаются испытаниям. От них наши правители порой отступают, пытаясь внедрить в современную жизнь России принципы, чуждые ее историческому развитию. Но, тем не менее, сила исторической инерции такова, что пока сохраняются прежние исторические переживания».

      «По поводу последнего вопроса Путина относительно того, что нас объединяет с современной цивилизацией, надо сказать: во-первых, не стоит забывать, что мы живем на одной планете. Планета эта стала уже достаточно тесной. Теснота ощущается сейчас народами. Мир становится как бы единым и взаимопроникаемым, если посмотреть на него с точки зрения взаимоотношений народов. Это явление служит той общей почвой, на которой сейчас разворачивается история различных стран и народов. Но я, к сожалению, в этом не вижу каких-то обнадеживающих и положительных факторов. То, что сейчас называют глобализацией, на мой взгляд, неизбежно обернется всеобщей враждой. И именно потому, что планета наша не так огромна, какой она может показаться, и какой она была в представлениях предшествующих поколений. В перенаселенной квартире всегда есть поводы для взаимного неудовольствия и взаимной вражды. Сейчас, в нынешних условиях, в нарастающих тенденциях, роль государства и его руководителей приобретает чрезвычайно важное значение. Дай Бог, чтобы у нас в России нашлись политические деятели, соответствующие той ситуации, в которой находится современный мир», - заключил Игорь Яковлевич Фроянов.

http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/9/02/igor_froyanov_v_osnove_motivov_deyatelnosti_putina_lezhit_izbytochnaya_istoricheskaya_naporistost/
Tags: Путин, история, статьи
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments