meteliy (meteliy) wrote,
meteliy
meteliy

Русско-ордынские отношения (26)

Не берусь судить, осознает ли А. А. Горский, что следует из его заявления, будто термин иго «не годится как научное понятие», отражающее реальную историческую действительность. Из этого следует, что ига на Руси не было, как не было и борьбы с ним. А это, в свою очередь, означает, что не было и того периода в нашей истории, когда русский народ, проявив необыкновенную жизнестойкость, выносливость, терпение, мужество и героизм, стряхнул в конце концов с плеч страшный вековой гнет иноплеменного порабощения. Так Горский примкнул к «либеральной общественности», занятой дегероизацией русской истории, перечеркнул один из наиболее ярких героических периодов русской истории. Перед нами, кроме того, свидетельство, говорящее о мировоззрении тех, кому высшие российские инстанции доверили составление «историко-культурного стандарта».
[....]А. А. Горский стремится придать этническую безликость системе зависимости русских земель. По его словам, «эпитет (!) "монголо-татарское" (или "татаро-монгольское") фактически вышел из употребления ранее, поскольку неуклюжесть такого двойного определения очевидна; в научных работах конца прошлого века предпочиталось словосочетание "ордынское иго"»(101). За этим следуют ссылки на книги Ю. Г. Алексеева («Освобождение Руси от ордынского ига») и В. Д. Назарова («Свержение ордынского ига на Руси»). В результате Горский попал в комическое положение, призвав на помощь историков, которые признают историческую реальность именно ига, отрицаемого А. А. Горским, и пользуются термином иго без каких-либо оговорок и кавычек. Да и сам Горский, по правде сказать, запутался в терминологии. В его публикациях последних лет, в том числе совсем недавних, встречаем некую мешанину обозначений: иго в кавычках(102), иго без кавычек (103), ордынское иго (104), ордынское иго в кавычках (105), ордынская зависимость (106) и т. п. Это говорит о незрелости идей историка, касающихся центральной проблемы русско-монгольских отношений времен господства Орды над Русью. А если говорить начистоту — перед нами вольная ли невольная дегероизация русского народа времен монголо-татарского ига, не отличающаяся в принципе от переписывания истории России XX в. (в частности, истории Великой Отечественной войны). И Горскому следовало бы, пожалуй, задуматься над последствиями подобных «изысканий» для его репутации как серьезного ученого.

101. Горский А. А. Средневековая Русь. О чем говорят источники. С. 203.
102. Горский А. А.: 1) «Всего еси исполнена земля русская.» Личности и ментальность русского средневековья: очерки. С. 32; 2) Средневековая Русь. О чем говорят источники. С. 123, 143, 158, 167, 169, 171, 204.
103. Горский А. А.: 1) «Всего еси исполнена земля русская.» Личности и ментальность русского средневековья: очерки. С. 55; 2) Средневековая Русь. О чем говорят источники. С. 123-124, 129, 135, 144; 3) Москва и Орда. С. 146; 4) Русские земли в XIII-XIV веках. С. 75-76.
104. Горский А. А.: 1) «Всего еси исполнена земля русская.» Личности и ментальность русского средневековья: очерки. С. 68; 2) Средневековая Русь. О чем говорят источники. С. 123, 129, 166; 3) Русские земли в XIII-XIV веках. С. 86, 97.
105. Горский А. А. Средневековая Русь. О чем говорят источники. С. 155.
106. Там же. С. 168.
Tags: Орда, Русь, Фроянов, статьи
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments