meteliy (meteliy) wrote,
meteliy
meteliy

О некоторых особенностях русской истории (11)

Необходимость многовековой обороны, создание и удержание протяженного геополитического пространства, управление колонизационными потоками послужили причиной возникновения в России своеобычной государственности, характеризуемой, если можно так выразиться, огосударствлением общественной жизни – государство пронизывало все общество, проникало повсюду вплоть до частных интересов, расходясь со статусом правового государства, пестуемого на Западе, оснащенном законами, защищающими права отдельной личности. Для русского же человека предпочтительным являлся не закон, а справедливость, более соответствующая нормам коллективного бытия и согласующаяся больше с общественной моралью и нравственностью, нежели бездушная и формализованная законность. Ибо, по народному убеждению, «закон что дышло – куда повернул, туда и вышло». Вот почему, согласно традиционной российской ментальности, вопрос, судить по закону или по справедливости, имеет один ответ – судить по справедливости.
[....]Это особенность русского правосознания великолепно изобразил в своей пьесе «Горячее сердце» А.Н. Островский, знакомый с нашей юриспруденцией по обучению на юридическом факультете Московского университета и продолжительной работе в русских судах. Речь идет о диалоге городничего Градобоева с купцами: Градобоев. Как мне вас судить теперь? Ежели судить вас по законам, так законов у нас много… Вон сколько законов! Это у меня только, а сколько их еще в других местах!.. И законы всё строгие; в одной книге строги, а в другой еще строже, а в последней уж самые строгие. Голоса. Верно, ваше высокоблагородие, так точно. Градобоев. Так вот, друзья любезные, как хотите: судить ли мне вас по законам, или по душе, как мне Бог на сердце положит. Голоса. Суди по душе, будь отец, Серапион Мардарьич. Забавная сцена. Но в ней тонко подмечена особенность русского народного правосознания: государственная власть, по народным представлениям, обязана блюсти правду, стоять на страже справедливости, защищать слабых от произвола сильных, иметь попечение о подданных. Высшее воплощение идеи государственности есть самодержавный царь, подобный земному Вседержителю. «Бог на небе, царь на земле», – говорит народная мудрость. Он «никому не подвластен, кроме Христа, сына Божия». Народ и царь составляют одно целое: «Народ – тело, царь – голова». Поэтому «нельзя быть земле русской без государя», «нельзя земле без царя стоять»; «без царя – земля вдова». Царь жалостлив и милосерд: «Бог милостив, а царь жалостлив»; «богат Бог милостью, государь жалостию»; «нет больше милосердия, как в сердце царевом». Поэтому самодержец – «государь-батюшка, надежа-православный царь». Но «царский гнев и милость в руке Божьей, сердце царево в руке Божией». Царь служит Богу. Он «от Бога пристав» (15). Так складывалось представление русских людей, в частности крестьянства, о православном царе.

15. См.: Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1994. С. 151-152.

продолжение следует
Tags: Фроянов, русская история
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments