[....]Это особенность русского правосознания великолепно изобразил в своей пьесе «Горячее сердце» А.Н. Островский, знакомый с нашей юриспруденцией по обучению на юридическом факультете Московского университета и продолжительной работе в русских судах. Речь идет о диалоге городничего Градобоева с купцами: Градобоев. Как мне вас судить теперь? Ежели судить вас по законам, так законов у нас много… Вон сколько законов! Это у меня только, а сколько их еще в других местах!.. И законы всё строгие; в одной книге строги, а в другой еще строже, а в последней уж самые строгие. Голоса. Верно, ваше высокоблагородие, так точно. Градобоев. Так вот, друзья любезные, как хотите: судить ли мне вас по законам, или по душе, как мне Бог на сердце положит. Голоса. Суди по душе, будь отец, Серапион Мардарьич. Забавная сцена. Но в ней тонко подмечена особенность русского народного правосознания: государственная власть, по народным представлениям, обязана блюсти правду, стоять на страже справедливости, защищать слабых от произвола сильных, иметь попечение о подданных. Высшее воплощение идеи государственности есть самодержавный царь, подобный земному Вседержителю. «Бог на небе, царь на земле», – говорит народная мудрость. Он «никому не подвластен, кроме Христа, сына Божия». Народ и царь составляют одно целое: «Народ – тело, царь – голова». Поэтому «нельзя быть земле русской без государя», «нельзя земле без царя стоять»; «без царя – земля вдова». Царь жалостлив и милосерд: «Бог милостив, а царь жалостлив»; «богат Бог милостью, государь жалостию»; «нет больше милосердия, как в сердце царевом». Поэтому самодержец – «государь-батюшка, надежа-православный царь». Но «царский гнев и милость в руке Божьей, сердце царево в руке Божией». Царь служит Богу. Он «от Бога пристав» (15). Так складывалось представление русских людей, в частности крестьянства, о православном царе.
15. См.: Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1994. С. 151-152.
продолжение следует
Journal information